Корзина
251 отзыв
+79111987878
Копаловые масляные лаки.
Контакты
ООО "ОгнеБиоЗащита"
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+79111987878Юрий с 10= до 20=
+79111987878Юрий с 10= до 20=
+79516769792Сергей с 10=30 до 18=00
Сергей Воробьев
РоссияСанкт-Петербургнаб. Обводного Канала 134 корп. 228, 3 этаж
691944375
obz_9997078
Карта

Копаловые масляные лаки.

Копаловые масляные лаки.

В результате комбинации твердых смол с эластичными высыхающими маслами получаются масляные лаки, правильнее масляно-смоляные лаки, которые после высыхания дают твердую, эластичную пленку, стойкую к изменениям атмосферных условий.

МАСЛЯНЫЕ ЛАКИ

Хотя смоляная пленка летучих лаков тверда, она хрупка, так что в результате изменений атмосферной влажности и температуры она растрескивается и покрывается многочисленными мелкими трещинками. Пленка льняного масла — линоксин весьма эластична и упруга, но слишком мягка, и поэтому малостойка к механическим повреждениям. В результате комбинации твердых смол с эластичными высыхающими маслами получаются масляные лаки, правильнее масляно-смоляные лаки, которые после высыхания дают твердую, эластичную пленку, стойкую к изменениям атмосферных условий. Технически хорошие свойства смол и масел выгодно взаимно дополняются.

При производстве масляно-смоляных лаков смола, в отличие от летучих лаков, растворяется не в растворителе, а в высыхающем масле. Добиться растворения непосредственно можно только при повышенной температуре, достигающей точки плавления смолы. Смола легче растворяется в масле в жидком состоянии. Масляные лаки поэтому изготовляются «варкой». Из мягких смол их можно получить и при нормальной температуре, на холоде; однако в этом случае следует употреблять такой растворитель, в котором растворяется как масло, так и смола. Масляный лак мы затем получаем простым смешиванием раствора смолы с маслом. Масляные лаки, получаемые холодным способом, содержат лишь мягкие смолы, так как твердые смолы ни в одном из известных растворителей непосредственно не растворяются.

Масляные лаки представляют собой густые, светло-желтые, даже темно-коричневые жидкости, которые следует перед употреблением разбавить скипидаром, чтобы их можно было нанести слоем равномерной толщины. Процесс их высыхания, характер которого определяется маслом, протекает значительно сложнее, чем высыхание лаков на летучих растворителях; на него распространяется все, что было сказано о высыхании масел. В результате испарения разжижителя лаковое покрытие сначала сгущается в очень липкую пленку, которая затем высыхает химически в результате окисления и полимеризации. На высыхание каталитически положительно влияют температура, сухость, свет, а в зависимости от обстоятельств — и сиккативы; каталитически отрицательно влияют темнота, влажность, холод и нелетучие остатки разжижителя. По высыхании масляные лаки дают глянцевую и эластичную пленку, стойкую к дождю, морозу и теплу. Ее свойства в немалой степени зависят от соотношения и качества веществ, из которых она состоит. Масляный лак содержит следующие компоненты: смолы (природные или искусственные), высыхающие масла (натуральные или сгущенные), медленно испаряющиеся разжижители и сиккативы.

1. СмолыМасляные лаки из мягких смол значительно менее стойки, нежели лаки из твердых смол. Самым плохим сортом масляных лаков можно считать лак, содержащий канифоль, растворенную в льняной олифе; этот лак рано выветривается и сильно коричневеет. Значительно лучшими являются лаки из этерифицированной канифоли и полимеризованных масел, которыми в настоящее время удовлетворяется значительная часть потребности в технических лаках. С древесным маслом канифоль дает быстро высыхающие «четырехчасовые» лаки, стойкие во влажной среде, однако они стареют быстрее, чем лаки с полимеризованным льняным маслом. Канифольные лаки прибавляют в копаловые для снижения их стоимости, что следует считать по меньшей мере фальсификацией.

Твердые копалы и янтарь, растворенные в полимеризованном льняном масле, относятся к наиболее стойким лакам вообще. Чаще всего применяемым сырьем для их изготовления является в настоящее время копал конго, который образует светлые лаки и плавится легче, чем занзибарские копалы, дающие темно-коричневые лаки. Точно так же и копалы, получаемые с ныне растущих деревьев, — сиерра-леоне и каури — дают с маслом светлые влагостойкие лаки. Вполне высохшая пленка копалового лака отличается незначительной растворимостью в этиловом спирте, ацетоне и других органических растворителях. В последние годы природные копалы заменяют этерифицированными либо искусственными, которые дают с полимеризованными маслами очень хорошие лаки для технических надобностей.

2. Высыхающие масла. С древнейших времен до недавнего прошлого сырое льняное масло являлось основным материалом при производстве масляных лаков. В последние годы его, однако, заменяют полимеризованным маслом, которое свои хорошие качества (оптическую стойкость и большую эластичность) сообщает лаку. Приблизительно так же давно применяется китайское (древесное) масло; но, с точки зрения живописных техник, широкое применение этого масла нельзя считать положительным фактом, так как оно стареет быстрее полимеризованного льняного масла. Достаточно часто оно выпускается как сополимер с 80% льняного масла.

Ценность масляного лака зависит также от количественного соотношения масла и смолы. В зависимости от того, преобладает ли масло или смола, мы различаем масляные лаки жирные и тощие (сухие).

Жирные лаки, называемые также «наружными», содержат больше масла (как правило, 1,5—2 части на 1 часть смолы). Они лучше всех противостоят воздействиям атмосферы.

Тощие лаки, называемые «внутренними», содержат больше смолы, нежели масла (обычно 0,5 части масла на 1 часть смолы); под открытым небом повреждаются воздействиями атмосферных факторов, однако они стойки в помещении.

Полужирные лаки содержат приблизительно равные количества масла и смолы.

Следовательно, масло не только повышает эластичность лака, но также и его стойкость к атмосферным воздействиям.

3. Разжижители. На заводах разбавляют масляные лаки скипидаром, лаковым бензином (уайт-спиритом) и сольвентнафтой в разных комбинациях и соотношениях. Из всех перечисленных разжижителей хуже всего растворяет копаловые смолы лаковый бензин. Поэтому может случиться, что при дальнейшем разбавлении лака заменителем скипидара, преобладающей составной частью которого является лаковый бензин, из раствора частично выделится смола сначала в виде мути, а позже в виде грязного осадка. Мы уже подчеркивали, что если разбавлять лак непосредственно перед его употреблением, то можно не заметить его мутности, и копал затем выпадет прямо в образующейся пленке, что проявляется в меньшем ее глянце или в ненормально медленном ее высыхании и липкости.

4. Сиккативы. Из сиккативов необходимо упомянуть о растворимых олеинатах и резинатах, в меньшей мере — об окислах. Для технических целей, как правило, комбинируют сочетания двух металлов — кобальта и свинца или кобальта и марганца. С этими сиккативами лаки высыхают за 12 часов. Картинные лаки, однако, не должны были бы вообще содержать никаких сиккативов; более длительное время высыхания возмещается большей прочностью лаковой пленки.

Производство масляных лаков.

На лаковых заводах копалы измельчают в куски одинаковой величины, так как при такой подготовке получаются более светлые лаки, чем из копала, измельченного в порошок, который спекается и пригорает. На днище котла кладут немного канифоли, которая способствует плавлению. Когда смола после длительного нагревания расплавится и перестанет пениться, приливают натуральное или полимеризованное льняное масло, нагретое до 200°С, а затем смесь кипятят до тех пор, пока смола не растворится в масле, при этом температура колеблется в пределах 250—300°С. По охлаждении до 180°С в смесь добавляют растворимые сиккативы, а после дальнейшего снижения температуры — разжижители — скипидар и лаковый бензин (уайт-спирит).

Примером современной заводской продукции могут быть следующие рецепты:

Полужирный копаловый лак:

35 частей копала конго, 28 частей сополимеров льняного и древесного масла, 1 часть линолеата кобальта, 36 частей лакового бензина (уайт-спирита).

Каретный лак*:

20 частей копала конго, 40 частей сгущенного масла, 2 части резината свинца-марганца, 1,4 части резината кобальта, 13,6 части скипидара, 23 части лакового бензина (уайт-спирита).

Тощий копаловый лак:

44 части манильского копала, 22 части льняного масла, 1 часть резината свинца-марганца, 33 части лакового бензина (уайт-спирита).

Внутренний — тощий копаловый лак:

31 часть копала конго, 20 частей сгущенного масла, 0,6 части резината марганца, 0,4 части резината кобальта, 10 частей скипидара, 37 частей лакового бензина.

Приготовлять копаловые лаки в небольших количествах без соответствующего оборудования не удается. Зато мы можго легко приготовлять масляные лаки из мягких смол горячим способом.

Сваренный лак мутен. Его очищают сначала процеживанием, в результате чего удаляются наиболее грубые нерастворившиеся частицы. Мелко диспергированные в лаке частицы удаляют путем длительного отстаивания, фильтрацией под давлением или центрифугированием.

Современные масляные лаки, приготовляемые из высококачественных смол и полимеризованного льняного масла с небольшой добавкой кобальтового сиккатива, намного качественнее прежних лаков из натурального льняного масла со свинцовыми сиккативами. Несмотря на это, нельзя, однако, даже и эти, чрезвычайно стойкие, лаки рекомендовать для покрытия картин, так как они почти нерастворимы. Их можно с успехом применять в качестве связующих, добавляемых при работе в масляные краски, которым они придают глубину, прозрачность и сильный блеск.

_______

* Состав этих лаков приводит инж. К. Грабе в книге «Технология лаков», Прага, 1950.

vkontakte facebook twitter
Предыдущие статьи